Статистика |
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2013 » Июнь » 5 » История рекламы -
|
До того как посетить отдел древностей нашего музея, заглянем в словарь зарубежных слов. «-Рекламаре»- &mdash- гласил о для себя древнеримский глашатай... «-Выкрикиваю»- &mdash- произнесли бы мы с вами по-русски, если бы оказались в его роли и эре волею уэллсовской машины времени. Зазывал, глашатаев, устных сообщателей можно считать родоначальниками маркетингового дела. В мерцающем полумраке людской предыстории пропадает, может быть, начало начал рекламы, ее зерно, ее семя, ее истоки. Никто не назовет первого на земле рекламиста, как не укажет никто и первого повара либо первого землепашца. Древняя историческая наука хлопотала о сохранении имен только именитых личностей... Но, может быть, выискать и посреди их? Итак, кто ж первым бросил семя? Не персидский ли правитель Дарий I, изображение которого мы лицезреем на известной Бегистунской горе к юго-востоку от Тегерана? Вся плоскость горы испещрена рельефными надписями и рисунками. Сам суровый правитель &mdash- «-владыка всех людей от восхода до заката»- &mdash- попирает ногами поверженного предводителя бунтовщиков. Со связанными руками стоя поодаль, грустно взирают на эту менторскую картину те, кто осмеливался восставать против Дария когда-либо ранее. Кровь должна была стынуть в жилах у каждого потенциального смутьяна при одном взоре на сей устрашающий барельеф конца VI &mdash- начала V века до н. э., который мы, потомки, рассматриваем со размеренным любопытством, считая его одним из прообразов современной политической рекламы. Так не персидский ли правитель Дарий?.. А может быть, древнеримский ростовщик, торговец фруктами и живым человечьим продуктом, углем и пурпуром, начертавший когда-то, рекламируя продаваемого раба: «-Он отлично слышит обоими ушами, лицезреет обоими очами. Гарантирую его воздержанность в еде, честность, покорность»-. Объявление было обнародовано, по обычаю Старого Рима, на выбеленной известкой стенке, разграфленной в клетку. Такой был дальний предтеча доски объявлений наподобие издавна обычного нам щита «-Горсправка»-. Не достаточно ли о чем можно было рассказать миру на древнеримских стенных «-альбум-сах»-. К примеру, о том, что «-Полиона, дочь Наджидивса, сдает с 1 июня таверну со всей утварью. Обращаться поначалу к рабу Наджидивса-старшего»-. Сколько первых июня прошло с тех дальних пор! Не ты ли, красивая Полиона, есть та, кого мы разыскиваем во глубине веков?.. Но разве не были посреди первых профессионалов по рекламе обитатели Помпеи, Геркуланума и Стабии &mdash- городов, катастрофически погибших в 79 году н. э.? Ведь конкретно тут археологи нашли при раскопках массу очень смышленых средств зазывания клиентов и расхваливания собственной деятельности. Конкретно тут лекари выставляли над своими дверьми кровопускательные банки- у входа в школу изображался школяр, получающий колотушки- над лавкой булочника выставлялся мельничный жернов и сноп пшеницы- молочника можно было найти по рисунку козы, а торговца птиц &mdash- по вывешенной клеточке с пернатыми- тут содержатели трактиров прикрепляли у вкода в свои заведения ветки колющихся кустарников &mdash- обычай, необычным образом перешедший потом в Россию, где над воротами постоялого двора владелец в большинстве случаев прикреплял елку. Означает, Помпея?.. Но как быть тогда с первой в Европе рукописной газетой старых римлян «-Acta Diurnu»- («-Ежедневные происшествия»-)? Ведь в ней помещались и объявления о собраниях, о кончинах, рождениях и браках, о событиях в высшем свете, о боях гладиаторов и об открытии новых бань. Микроскопичный зародыш, из которого развился через много веков гигант &mdash- сегоднящая повторяющаяся печать, ставшая воистину главным орудием рекламы. И не вспомнить ли глубокодревних предшественников современных товарных символов &mdash- эмблемы, которые имел в Месопотамии каждый уважающий себя торговец вином, зерном либо скотом. Либо лежащий в Лондоне, в Английском музее экземпляр маркетингового папируса, иероглифы которого возвещали о продаже раба (что делать, приходится повторяться: главное средство производства&mdash- раб &mdash- воспользовалось огромным спросом на рынке). Вобщем, довольно. Все наши примеры (а в общем-то и их еще сильно мало: мы ведь ничего не произнесли о многих других старых очагах цивилизации) во всяком случае подтверждают то положение, что погоня исследователя за перворекламой была бы напрасной. 1-ый импульс, точка зарождения ускользают, отдаляясь от нас, чуть мы начинаем более либо наименее к ним приближаться. И непосвященному ясно, что истоки рекламы&mdash- в инфы, в разговоре меж людьми, в определенной целенаправленности этого общения.- Но люди общались вместе от века, еще до появления речи. Очевидно, беседа &mdash- совершенно не реклама. Тогда что все-таки? Похвальба первобытного охотника? Да тоже нет, не реклама. Но уже поближе к сущности дела. Устные переговоры первых торговцев? Пожалуй, это еще поближе. Поближе к сущности: реклама как оповещение о товаре, очевидно, не могла появиться до публичного разделения труда, до зарождения товарного производства. И все-же самым близким к правде будет утверждение, что реклама родилась тогда, когда на службу идее объявления, обмена информацией было поставлено изображение, печатное слово. Тут зародилась реклама как форма особенной деятельности. Исследователи рекламы приводят в качестве самого старого из узнаваемых таковой текст: «-Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения»-. Этой рекламе 2500 лет. Она высечена на камне. Камень был найден в руинах Мемфиса, и сейчас гости 1-го каирского музея могут увидеть его, замечая про себя, что «-оккультные науки»- не так молоды, но далее бездоказательной саморекламы, кажется, не двинулись и до наших дней. Итак, примем за правду, что начало истории современной рекламы &mdash- в рекламе письменной.  - ©- biZataka.ru. При использовании материала ссылка на источник bizataka.ru - неотклонима !
|
Просмотров: 370 |
Добавил: Afell
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Календарь |
« Июнь 2013 » |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
|